50 дней до Победы…
Часы(30 экспонат)
Часы во время Великой отечественной войны имели практически такое же значение, как и оружие. Без точных часов невозможно было согласовать совместные действия различных воинских подразделений, часы вместе с компасом были главным средством авиационной навигации.
Точные часы необходимы для прицельной артиллерийской стрельбы, для координированного выхода радистов на связь. Часы были необходимы морякам и летчикам, шоферам и танкистам.
Часы так же часто использовали как награда для особо отличившихся воинов. Для всего этого требовалось огромное количество часов.
Если сделать экскурс в историю, то мы увидим, что как такового часового производства до революции 1917 г. не существовало. Тогда в России производились практически только часы крестьянского типа, так называемые ходики. Остальные часы завозились из-за границы.
После революции производство часов осуществляло Главное управление точной механики, позднее 'Трест точной механики' ("Гострест Точмех). В состав треста входили национализированные фабрики по производству ходиков, ремонтные мастерские, а так же кустарные сборочные мастерские, собиравшие часы из оставшихся с царских времён полуфабрикатов.
Стране Советов повезло, это время в США обанкротилась фирма Duber Hempton и после неё остались станки, материалы и комплектующие. 26.04.1929 г. были подписаны два договора: о продаже часовой фабрики (с годовой производительностью 200-250 тысяч часов) стоимостью 325 тысяч долларов с рассрочкой на 5 лет и договор на запасные части, и полуфабрикаты на сумму 135 тысяч долларов.
Было решено на купленном оборудовании производить четыре типа часов: мужские карманные на 15 камнях для Наркомата путей сообщения; мужские наручные на 7 камнях для Красной Армии; мужские карманные на 7 камнях и женские наручные на 15 камнях. Строительству завода было уделено огромное внимание, здание завода было построено с нуля за 7 месяцев. 1 октября 1930 года завод начал работать. Над названием завода долго не думали, пошли по самому простому пути и назвали его «Первый Государственный часовой завод" или "1ГЧЗ". Первыми часами, производство которых было налажено на 1-м ГЧЗ, были карманные "1-го типа", или К-43 (названы так в честь механизма с диаметром 43 мм), с боковой секундной стрелкой. Механизм был ажурован. Часы выпускались с рисунком на ободке и крышке и в гладком корпусе. Практически с самого начала существования, с 1931 года, 1-й ГЧЗ экспортировал свою продукцию.
С ноября 1930 года карманные «К-43» стали поступать в армейские магазины, примерно по 50 тысяч штук в год. Очень скоро появилась и наручная модификация этих часов. В 1935 году они получили название «Кировские».
«Кировские» стали основой для создания других моделей часов, поставлявшихся в советские войска в конце 30-х годов и во время Великой Отечественной войны. В 1938 году в Самаре был построен новый часовой завод имени Масленникова (ЗИМ).
В фондах нашего музея хранятся часы участника Великой Отечественной войны Пичушкина Ивана Никифоровича. Это мужские наручные часы Кировского завода. Во время войны Иван Никифорович был шофером.
Часы(30 экспонат)
Часы во время Великой отечественной войны имели практически такое же значение, как и оружие. Без точных часов невозможно было согласовать совместные действия различных воинских подразделений, часы вместе с компасом были главным средством авиационной навигации.
Точные часы необходимы для прицельной артиллерийской стрельбы, для координированного выхода радистов на связь. Часы были необходимы морякам и летчикам, шоферам и танкистам.
Часы так же часто использовали как награда для особо отличившихся воинов. Для всего этого требовалось огромное количество часов.
Если сделать экскурс в историю, то мы увидим, что как такового часового производства до революции 1917 г. не существовало. Тогда в России производились практически только часы крестьянского типа, так называемые ходики. Остальные часы завозились из-за границы.
После революции производство часов осуществляло Главное управление точной механики, позднее 'Трест точной механики' ("Гострест Точмех). В состав треста входили национализированные фабрики по производству ходиков, ремонтные мастерские, а так же кустарные сборочные мастерские, собиравшие часы из оставшихся с царских времён полуфабрикатов.
Стране Советов повезло, это время в США обанкротилась фирма Duber Hempton и после неё остались станки, материалы и комплектующие. 26.04.1929 г. были подписаны два договора: о продаже часовой фабрики (с годовой производительностью 200-250 тысяч часов) стоимостью 325 тысяч долларов с рассрочкой на 5 лет и договор на запасные части, и полуфабрикаты на сумму 135 тысяч долларов.
Было решено на купленном оборудовании производить четыре типа часов: мужские карманные на 15 камнях для Наркомата путей сообщения; мужские наручные на 7 камнях для Красной Армии; мужские карманные на 7 камнях и женские наручные на 15 камнях. Строительству завода было уделено огромное внимание, здание завода было построено с нуля за 7 месяцев. 1 октября 1930 года завод начал работать. Над названием завода долго не думали, пошли по самому простому пути и назвали его «Первый Государственный часовой завод" или "1ГЧЗ". Первыми часами, производство которых было налажено на 1-м ГЧЗ, были карманные "1-го типа", или К-43 (названы так в честь механизма с диаметром 43 мм), с боковой секундной стрелкой. Механизм был ажурован. Часы выпускались с рисунком на ободке и крышке и в гладком корпусе. Практически с самого начала существования, с 1931 года, 1-й ГЧЗ экспортировал свою продукцию.
С ноября 1930 года карманные «К-43» стали поступать в армейские магазины, примерно по 50 тысяч штук в год. Очень скоро появилась и наручная модификация этих часов. В 1935 году они получили название «Кировские».
«Кировские» стали основой для создания других моделей часов, поставлявшихся в советские войска в конце 30-х годов и во время Великой Отечественной войны. В 1938 году в Самаре был построен новый часовой завод имени Масленникова (ЗИМ).
В фондах нашего музея хранятся часы участника Великой Отечественной войны Пичушкина Ивана Никифоровича. Это мужские наручные часы Кировского завода. Во время войны Иван Никифорович был шофером.
282