«Стихосложение для чайников»
Частью программы «Стихов весенняя капель», посвященной Всемирному Дню поэзии, которая проходила в литературной гостиной центральной районной библиотеки 21 марта, был небольшой мастер-класс по стихосложению от члена ЛИТО «Родники надежды» Н. Выприцкой. Показать ещё
Лишь затронув верхушки секретов стихосложения, мы не успели поразмышлять о рифмах и еще о том многом, что дает право рифмованному тесту называться поэзией.
А потому предлагаю всем юным участникам прошлого мастер-класса, а также всем желающим потренировать навыки стихосложения, принять участие в новой акции «Хочу подписку!» или «Стихосложение для Чайников».
Итак, вернемся к стихосложению. Предлагаю потрудиться и разобраться какие рифмы лучше избегать, а какие станут украшением вашего стихотворения.
Так как любой труд достоин вознаграждения, то за три правильно выполненных задания по поиску нужных рифм и лучшее итоговое стихотворное их воплощение, победитель получит в подарок ТРЕХМЕСЯЧНУЮ ПОДПИСКУ НА СЕРВИС ЯНДЕКС ПЛЮС! А это доступ к миллионам треков, эксклюзивным подкастам и аудио книгам.
Ну, что, готов?! Приступим.
Для начала прочти пост до конца.
«СТИХОСЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ».
Так называется моя настольная книга под авторством Аллы Коряковой. Ее мы и возьмем за название нашему «движу». Ее я буду активно использовать при подготовке к нашим мастер-классу. Себя в стихосложении, без всякого лукавства, я тоже отношу к Чайникам, но разве что со свистком.
Мы уйдем от строгой классификации рифм в соответствии с их устройством, от терминов, привычных для специалистов. Мы ведь Чайники, а основное качество Чайника – его практичность: нам хорошо и полезно то, что помогает понять, чего нужно делать, а чего не нужно, когда мы пишем свои стихи. Как выразился Маяковский, нам важно решить вопрос: «что такое хорошо, и что такое - плохо?» Вот об этом и поговорим. И начнем с плохого.
БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, примелькавшаяся в стихах, затертая, надоевшая всем.
Что же это за рифмы?
Вновь – любовь – кровь.
Тебя – любя.
Поздравляю – желаю.
Слезы – морозы – грезы - розы.
Борьба – судьба.
Век – человек… и т п.
По факту, они используются даже мастерами, но очень осмотрительно. Не стоит ссылаться на их примеры, лучше приложить все усилия, чтобы обойтись без них.
Подскажу один способ, как их обойти, если очень хочется вставить эти слова по смыслу. НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ИХ НА КОНЕЦ СТРОКИ, что можно легко сделать, изменив порядок слов в предложении. Пусть ваша «Любовь» окажется в середине строки, и тогда вам не придется пристегивать к ней надоедливое «вновь», потому что другие варианты (кроме «морковь») бывает найти трудно.
БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. Волна-звезда, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр.
Напомню, что рифма тем лучше, чем больше звуков, включая звук ударной буквы в окончании слова, созвучны между собой.
Согласитесь, что «волна» куда лучше рифмуется со словом «сполна», чем со словом «звезда», где кроме последней ударной «а» никакого сходства в звучании.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ рифмы - еще один порок рифм – это рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах.
Вот сплошь глаголы: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...
Не особо украсят ваши стихи рифмы из сплошных прилагательных на "ой" (таких - свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной... Тоже касается и других частей речи.
Итак, запомните, что такое БАНАЛЬНАЯ, БЕДНАЯ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ рифмы, чтоб пореже их употреблять. Но это совсем не значит, что они не имеют право на существование. Вы их встретите и у Пушкина с Есениным, и у Маркула с Тосей Чайкой.
Другое дело, что у них рядом со слабыми рифмами в соседях живкт прекрасные авторские и составные рифмы. Но о них поговорим в следующем нашем мастер-классе.
А пока первое простое задание.
Найди в тексте песни Маркула «Стрелы» и выпиши (трек прикреплен ниже) все рифмы, сколько найдешь. К какому типу, из изученных выше относятся большинство из них БАНАЛЬНОЙ, БЕДНОЙ или ГРАММАТИЧЕСКОЙ?
Сделай тоже самое с отрывком из самого первого стихотворения Александра Пушкина, написанного им в 15 лет другу по лицею.
К другу стихотворцу
Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Для участия в акции стань подписчиком группы ЛИТО "Родники надежды".
Ответы на задание шли мне в личные сообщения https://vk.com/stixi_natali,
а здесь в комментариях просто поставь +, если принимаешь вызов.
Частью программы «Стихов весенняя капель», посвященной Всемирному Дню поэзии, которая проходила в литературной гостиной центральной районной библиотеки 21 марта, был небольшой мастер-класс по стихосложению от члена ЛИТО «Родники надежды» Н. Выприцкой. Показать ещё
Лишь затронув верхушки секретов стихосложения, мы не успели поразмышлять о рифмах и еще о том многом, что дает право рифмованному тесту называться поэзией.
А потому предлагаю всем юным участникам прошлого мастер-класса, а также всем желающим потренировать навыки стихосложения, принять участие в новой акции «Хочу подписку!» или «Стихосложение для Чайников».
Итак, вернемся к стихосложению. Предлагаю потрудиться и разобраться какие рифмы лучше избегать, а какие станут украшением вашего стихотворения.
Так как любой труд достоин вознаграждения, то за три правильно выполненных задания по поиску нужных рифм и лучшее итоговое стихотворное их воплощение, победитель получит в подарок ТРЕХМЕСЯЧНУЮ ПОДПИСКУ НА СЕРВИС ЯНДЕКС ПЛЮС! А это доступ к миллионам треков, эксклюзивным подкастам и аудио книгам.
Ну, что, готов?! Приступим.
Для начала прочти пост до конца.
«СТИХОСЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ЧАЙНИКОВ».
Так называется моя настольная книга под авторством Аллы Коряковой. Ее мы и возьмем за название нашему «движу». Ее я буду активно использовать при подготовке к нашим мастер-классу. Себя в стихосложении, без всякого лукавства, я тоже отношу к Чайникам, но разве что со свистком.
Мы уйдем от строгой классификации рифм в соответствии с их устройством, от терминов, привычных для специалистов. Мы ведь Чайники, а основное качество Чайника – его практичность: нам хорошо и полезно то, что помогает понять, чего нужно делать, а чего не нужно, когда мы пишем свои стихи. Как выразился Маяковский, нам важно решить вопрос: «что такое хорошо, и что такое - плохо?» Вот об этом и поговорим. И начнем с плохого.
БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, примелькавшаяся в стихах, затертая, надоевшая всем.
Что же это за рифмы?
Вновь – любовь – кровь.
Тебя – любя.
Поздравляю – желаю.
Слезы – морозы – грезы - розы.
Борьба – судьба.
Век – человек… и т п.
По факту, они используются даже мастерами, но очень осмотрительно. Не стоит ссылаться на их примеры, лучше приложить все усилия, чтобы обойтись без них.
Подскажу один способ, как их обойти, если очень хочется вставить эти слова по смыслу. НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ИХ НА КОНЕЦ СТРОКИ, что можно легко сделать, изменив порядок слов в предложении. Пусть ваша «Любовь» окажется в середине строки, и тогда вам не придется пристегивать к ней надоедливое «вновь», потому что другие варианты (кроме «морковь») бывает найти трудно.
БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. Волна-звезда, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр.
Напомню, что рифма тем лучше, чем больше звуков, включая звук ударной буквы в окончании слова, созвучны между собой.
Согласитесь, что «волна» куда лучше рифмуется со словом «сполна», чем со словом «звезда», где кроме последней ударной «а» никакого сходства в звучании.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ рифмы - еще один порок рифм – это рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах.
Вот сплошь глаголы: летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...
Не особо украсят ваши стихи рифмы из сплошных прилагательных на "ой" (таких - свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной... Тоже касается и других частей речи.
Итак, запомните, что такое БАНАЛЬНАЯ, БЕДНАЯ И ГРАММАТИЧЕСКАЯ рифмы, чтоб пореже их употреблять. Но это совсем не значит, что они не имеют право на существование. Вы их встретите и у Пушкина с Есениным, и у Маркула с Тосей Чайкой.
Другое дело, что у них рядом со слабыми рифмами в соседях живкт прекрасные авторские и составные рифмы. Но о них поговорим в следующем нашем мастер-классе.
А пока первое простое задание.
Найди в тексте песни Маркула «Стрелы» и выпиши (трек прикреплен ниже) все рифмы, сколько найдешь. К какому типу, из изученных выше относятся большинство из них БАНАЛЬНОЙ, БЕДНОЙ или ГРАММАТИЧЕСКОЙ?
Сделай тоже самое с отрывком из самого первого стихотворения Александра Пушкина, написанного им в 15 лет другу по лицею.
К другу стихотворцу
Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей,
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Для участия в акции стань подписчиком группы ЛИТО "Родники надежды".
Ответы на задание шли мне в личные сообщения https://vk.com/stixi_natali,
а здесь в комментариях просто поставь +, если принимаешь вызов.
1761