Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 102.58 107.43

51 день до Победы

51 день до Победы…

Немецкая каска( 28 экспонат)

Пехотная каска  в Германии со времен Первой мировой войны называлась штальхельм ( Stahlhelm)  — стальной шлем —  и применялась с 1916 года по 1945 год. Конструкцию шлема Stahlhelm разработал докторПоказать ещё Фридрих Шверд из Ганноверского университета. К началу 1916 года Stahlhelm первого образца (позже получивший обозначение M1916 или М16) начал массово поступать в войска.

Форма шлема была предопределена сочетанием объёмов цилиндрического тела, охватывающего голову, и конусным назатыльником, прикрывающим уши от удара звуковой волны и осколков. Сделанный из никелевой стали, шлем имел боковые рожки, назначением которых являлись вентиляция и крепление дополнительных защитных пластин; пластины мало использовались из-за их большого веса, а вентиляционные отверстия солдаты были вынуждены зимой примитивно заделывать. После Первой мировой войны её эксплуатация в Германии сошла на нет.

В 1933 году был разработан шлем M1933, сделанный из вулканизированной фибры, но после того, как в 1935 году в качестве стандартного шлема вооружённых сил был утверждён Stahlhelm M35, каски M1933 были переданы частям гражданской обороны и полиции.

Каска М1935 была разработана при участии Фридриха Шверда. Она изготавливался путем прессования нескольких листов молибденовой стали. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм Козырек и закраины штальхельма были уменьшены, модернизированы вентиляционные отверстия. Шлем стал легче, что вместе с новым кожаным подшлемником сделало каску более комфортной. Подшлемник из восьми кожаных (иногда девяти) лепестков с отверстиями для вентиляции стягивался сверху кожаным шнуром (в процессе эксплуатации заменялся подручным материалом, например, обычными обувными шнурками). Шейный ремешок, предназначенный для фиксации шлема на голове, изготавливался из телячьей кожи. Рамочная пряжка надёжно фиксировала необходимый размер. Подшлемник и ремень крепились к специальному подпружиненному обручу-каркасу, что обеспечивало максимальный комфорт во время передвижения и в случае сильного удара.

В 1940 году провели модернизацию общевойсковой каски М35: упростили изготовление вентиляционных отверстий, они стали изготавливаться штамповкой, а не в виде отдельных деталей; изменили состав стали, заменили молибден на менее дефицитные марганец и кремний. Эта модель получила наименование М40. Она имеет завальцованные края и практически повторяет форму шлема М-35. Основным отличием от предыдущей модели является устройство вентиляционного отверстия, которое у М-40 выштамповывалось и не имело дополнительной заклёпки. Также решено было отказаться от крепления подшлемника алюминиевой фурнитурой. Её заменили деталями из оцинкованного или покрашенного в серый цвет стального листа. Шлем изготовлен из стали с добавками силиката марганца. Отсутствие молибдена компенсировалось увеличением толщины стали. Шлемы окрашивались в стандартные цвета и имели декаль с указанием на род войск.

Летом 1942 года технология изготовления шлемов изменилась. Дорогостоящий и длительный процесс завальцовки края был заменён отбортовкой, одновременно ухудшилось качество стального листа, из которого изготавливалась каска, — он стал мягче. От легирования и от добавок молибдена и марганца пришлось отказаться по причине дефицита легирующих элементов в Германии. Новая модель получила наименование Stahlhelm M42. 1 августа 1942 года началось массовое производство шлемов нового образца.

Помимо конструкции, эргономики и формы большую роль во внешнем облике шлема играла его окраска. До начала военных действий окраска шлема не носила явно выраженного маскировочного характера: он окрашивался в тусклый серо-зелёный цвет «фельдграу» и на него наносились декали и опознавательные эмблемы. У сухопутных войск (Heer), справа — национальный геральдический щит в белую, красную и чёрную наклонную полосу, слева — бело-серебряный орел вермахта на чёрном поле. С 1940 года осталась только декаль Вермахта, на М42 их уже не наносили. До конца войны в войска поступали со складов каски с декалями, но их количество было невелико.

Окраска шлема стала меняться в зависимости от времени года, места боев и рода войск. Наиболее широко к середине войны распространилось искусство камуфляжа шлема при помощи специальных чехлов и сеток. Простым решением стал ободок из резины от камеры автомобильной шины, под которым было удобно крепить листву и ветки.

С 1942 года к шлему стал прилагаться чехол из защитной ткани «Цельтбан 31». На зиму такой чехол выполнялся из белой ткани и крепился к каске при помощи шнурка, стягиваемого под ободком отворотов. Защитная ткань «Цельтбан 31» получалась после нанесения на болотного цвета хлопковую основу светло- или тёмно-зелёных и коричневых некрупных геометрических фигур и тонких серо-зелёных черточек, пересекающих друг друга и создающих иллюзию ряби.

1701

Оставить сообщение: