Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 97.15 105.76

Как понять, что вам звонят мошенники

Как понять, что вам звонят мошенники

У нежелательного звонка есть несколько отличительных признаков.

С вами говорят о деньгах и личных данных

Главная тема разговора во время звонка от мошенников — деньги.Показать ещё Их предлагают перевести на «безопасный» счёт или «выгодно» вложить. При этом собеседника интересуют данные карты или банковского счёта, код для подтверждения операции из СМС, три цифры на обратной стороне карты, логин и пароль от личного кабинета в интернет‑банкинге или любой другой «ключ» к финансам.

У вас пытаются вызвать сильные эмоции

Мошенники активно стараются вывести жертву из равновесия. Когда человек растерян или взволнован, шансы на то, что он поделится конфиденциальной информацией, значительно повышаются. Поэтому на него давят, например говорят, что решение нужно принять срочно, его пугают или, наоборот, радуют — например, сообщают, что он выиграл в лотерею.

Вам звонят со скрытого номера

Мошенники часто скрывают номера телефонов, чтобы их нельзя было добавить в чёрный список, передать полиции или службе безопасности банка. Поэтому, если во время входящего вызова номер не отображается, это должно насторожить.

Какие схемы используют мошенники?

Злоумышленники постоянно придумывают новые способы обмана, чтобы заставить жертву перевести им деньги. Всё чаще они действуют поэтапно и совершают последовательные звонки с разницей в несколько дней, чтобы сначала вызвать доверие и узнать больше личной информации и только потом выудить нужные сведения у жертвы.

В любом случае в ход обычно идёт одна из «классических» схем с некоторыми вариациями в деталях.

Звонок из банка

Человек на том конце провода представляется сотрудником банка и говорит, что на жертву пытаются оформить огромный кредит, с её банковским счётом совершается подозрительная операция или средства находятся под какой‑либо другой угрозой. Чтобы спасти финансы, надо сообщить конфиденциальную информацию или вывести деньги на «безопасный» счёт.

Что делать?

Ни в коем случае не сообщать никаких данных по телефону. Лучше сразу повесить трубку, а затем перезвонить в банк по официальному номеру или сходить в ближайшее отделение и уточнить информацию.

Звонок из полиции

Мошенник представляется сотрудником полиции, прокуратуры или ФСБ. Дальше сценарии бывают разными: например, могут сказать, что жертва связана с каким‑то уголовным делом, сообщить о подозрительной активности на банковском счёте или заявить, что кто‑то из близких попал в беду.

Что делать?

Чтобы получить нужную информацию, сотрудники полиции обычно просят прийти в отделение и используют письменные запросы. Если расспросы по телефону вызывают сомнения, нужно уточнить у звонящего его звание, должность и рабочий телефон, а также в каком подразделении он служит и кто его руководитель. Затем следует положить трубку и проверить информацию, например по телефонам, указанным на официальном сайте ведомства.

Звонок из пенсионного фонда

Жертве по телефону предлагают провести перерасчёт пенсии или оформить получение дополнительных выплат. Для этого нужно продиктовать «сотруднику ПФР» реквизиты банковской карты, паспортные данные или другую личную информацию.

Что делать?

Сотрудники Пенсионного фонда России никогда не спрашивают по телефону реквизиты банковских карт или данные учётной записи на «Госуслугах». Как и в случае с другими звонками якобы из государственных структур, при малейшем подозрении стоит сбросить звонок и самостоятельно связаться с ведомством по официальным контактам.

Звонок от родственника

Человек на другом конце провода представляется мужем, женой, братом, сестрой, сыном, дочерью или любым другим членом семьи. Он говорит о том, что попал в крайне трудную ситуацию, поэтому звонит с незнакомого номера, а также просит как можно скорее перечислить ему деньги, чтобы справиться с неприятностями.

Что делать?

В такой ситуации обман часто раскрывается сам собой. Например, у того, кому звонят, нет детей, жены и брата. Однако иногда мошенники попадают в точку и бывают настолько убедительны, что можно поверить, будто действительно звонит кто‑то из близких. Но какой бы пугающей ни была история, лучше повесить трубку и перезвонить родственнику на его номер, чтобы узнать подробности. Ещё один вариант — задать как можно больше личных вопросов, которые позволят убедиться в том, что на том конце провода не мошенник, а член семьи.

Звонок о выигрыше в лотерею

Мошенник может представиться сотрудником радиостанции, магазина или любой другой организации и поздравить жертву с крупным выигрышем. Вот только, чтобы его получить, нужно внести залог на определённую сумму, которую якобы вернут позднее. Ни приза, ни своих денег, конечно, «победитель» никогда не увидит.

Что делать?

Не верить человеку на другом конце провода на слово, ни в коем случае не раскрывать личную информацию и не переводить деньги. Можно попросить подробнее рассказать о лотерее, узнать, где почитать её условия и по какому номеру перезвонить после уточнения информации. Если лотерея настоящая, подобные вопросы не смутят собеседника. А если он будет отвечать уклончиво, трубку стоит сразу повесить.

Звонок со сбросом

Если телефонный звонок длился всего несколько секунд, а затем сразу прекратился, возможно, звонил мошенник. Целей у него может быть несколько, например проверить активность номера или вызвать любопытство абонента, чтобы он сам набрал номер, звонки на который оказываются платными.

Что делать?

Лучше всего не перезванивать на незнакомые номера. Друзей и членов семьи можно предупредить заранее, что вы не отвечаете на такие звонки и не перезваниваете. Тогда они будут знать, что при форс‑мажоре вам стоит звонить с известных номеров или писать сообщения в мессенджерах.

Если возможности не брать трубку нет — например, ваша работа связана с поиском клиентов или вы часто делаете покупки с доставкой, — пригодится автоматический определитель номера.

Другой вариант — отвечать на вызов и молчать. Если на другом конце провода человек, он заговорит сам, а если робот, он отсоединится.

Звонок с подменой номера

Это один из наиболее распространённых в последнее время способов телефонного мошенничества. Злоумышленники используют его не только для того, чтобы ввести жертву в заблуждение, но и для того, чтобы скрыть своё местоположение и затруднить работу сотрудников полиции. Причём мошенники подменяют не только официальные номера банков и организаций, но и личные номера людей.

Что делать?

Даже если на первый взгляд звонок выглядит нормально, расслабляться не стоит, особенно если он неожиданный. Лучше сразу класть трубку и перезванивать в то ведомство, откуда якобы звонит «специалист».

Сообщение на голосовой почте

Схема выглядит так. На телефон приходит СМС, в котором написано, что неизвестный абонент оставил голосовое сообщение. Чтобы прослушать его, нужно либо перейти по указанной ссылке, либо позвонить по определённому номеру. При этом ссылка ведёт на вредоносный сайт, а звонок на номер оказывается платным.

Что делать?

Когда кто‑то оставляет голосовое сообщение, система обычно присылает СМС с номером, который начинается на #00. Набрав его, сообщение можно послушать. Кроме того, сразу определяется номер того, кто его оставил, так что можно перезвонить. Если эти условия не соблюдаются, скорее всего, СМС отправили мошенники, а значит, перезванивать не надо.

1536

Оставить сообщение: